Виды щебня для дорожного строительства
От качества материалов для строительства автомобильных дорог во многом зависят их долговечность и потребительские свойства (коэффициент сцепления, ровность), а, в конечном счете, - безопасность движения и экономическая эффективность автомобильного транспорта.
Особенно высоки требования к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды. Из всех природных материалов, используемых в дорожном строительстве, его, пожалуй, можно считать основным. Самым важным качеством щебня является устойчивость к отрицательному воздействию природных факторов, а также к механическому истиранию от движущегося транспорта. В строительстве дорог чаще всего используется гранитный и известковый щебень.
Гранитный щебень производится из гранита, относящегося к группе метаморфических и магматических горных пород, наряду с габбро и диабазом. Он используется для нижних слоев покрытий дороги, с его помощью можно создать эффективное и износостойкое дорожное покрытие. Щебень фракции 5-10 мм является лучшим крупным заполнителем для высокомарочного бетона, применяемого в заливке мостовых конструкций, Фракции 20-40 и 40-70 мм широко используются в строительстве и ремонте железнодорожных насыпей, трамвайных линий и подушек для автомобильных дорог. Для строительства дорог применяется гранитный щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг).
Известковый щебень производится из известняка, который принадлежит к группе осадочных скальных и рыхлых горных пород и является уникальным строительным материалом, обладающим высокой устойчивостью к температурным перепадам - он выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания, не утратив при этом своих прочностных характеристик. Но в целом известковый щебень менее прочный, чем гранитный, он применяется в качестве подушки под дорожное основание, такое как асфальт, плотный грунт или бетон, то есть для устройства оснований одежд дороги.
В отдельную группу выделяется кубовидный щебень (фракция 5-20 мм), его называют «щебнем будущего» благодаря особым качествам по сравнению с привычными видами щебня:
- такой щебень прочнее и его трещиноватость ниже;
- при его использовании в 2-3 раза повышается долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий;
- позволяет снизить расход щебня и связующих (битум, цемент);
- при его применении коэффициент уплотняемости асфальтобетонной смеси приближается к единице, что обеспечивает долговечность и увеличивает морозостойкость дорожных покрытий;
- снижаются время и трудозатраты по укладке асфальтобетонного покрытия до 70% (для укладки покрытия требуется всего два прохода катка вместо десяти при использовании обычного щебня).
Сравнительная характеристика различных видов щебня:
Параметры |
Гранитный щебень |
Известковый щебень |
Кубовидный щебень |
Марка по морозостойкости |
F 400 |
F 150 |
|
Марка по прочности |
1400 |
600/800 |
|
Марка по износу |
И 1 |
|
|
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % |
18-25 |
10-12 |
Менее 15 |
Пористость, % |
5,4-7,3 |
|
|
Водопоглощение, % |
|
2,5 |
|
Гигроскопичность, % |
|
3-4 |
|
Количество глиняных и пылевидных частиц, % |
|
1,5-2 |
|
Насыпная плотность, кг/м3 |
1370 |
1300 |
|
Содержание в щебне зерен слабых пород, % |
0,2-3,5 |
5-9 |
|
Материал любезно предоставлен журналом "Красная линия"