Сергей Иванов: Платные дороги начнут строить уже в 2010 году |
Наших автомобилистов ждет небывалое событие - возможность, не выезжая за границу, промчаться с ветерком по новенькой и ультрасовременной трассе.
Такое удовольствие им гарантируют платные дороги - первые в России. О том, где их будут строить и сколько денег водителям придется выкладывать за проезд, корреспонденту «РГ – Недели» рассказал вице-премьер Сергей Иванов.
- Сергей Борисович, кто будет определять, платной или бесплатной должна быть дорога?
- Чтобы избежать двусмысленности, такое решение могло бы принимать правительство. Участков, где теоретически возможны платные дороги, в России не так уж много. Могу их навскидку перечислить: Москва - Рига, Москва - Минск с выходом на Польшу, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов, Краснодарский край. Все, у меня список на этом закончился.
- И когда их начнут строить?
- В прошлом году мы утвердили государственные гарантии инвестору на строительство платных дорог. Осталось принять еще один документ, и начнем строительство платной магистрали Москва - Питер. Сразу выведем из транспортной блокады аэропорт Шереметьево. С каким трудом сейчас туда добираются пассажиры, хорошо известно. А за счет новой дороги от МКАД до аэропорта можно будет домчаться за 5 минут. Без единого светофора, без единой остановки и развязок сразу вылетаешь в Шереметьево и дальше - на Зеленоград и Питер.
Другая трасса пойдет в обход Одинцово и Минского шоссе с его бесконечными пробками. Назову еще Западный скоростной диаметр в Питере. Он пойдет из порта, сразу минуя город, чтобы там фуры не ходили. Вот три первых проекта платных дорог, которые начнут реализовываться уже в этом году.
- Схему оплаты уже продумали?
- Они бывают разные. Чаще всего процентов 80 за дорогу платит тот, кто по ней едет. Но в нашем законе предусмотрено льготное и даже бесплатное пользование коммерческой трассой. В частности, для милиции, ГИБДД, МЧС, «скорой помощи».
Что касается частных лиц, лично мне больше нравится принцип - кто пользуется, тот и платит. Это прозрачнее и яснее для потребителя.
- Сколько будет стоить километр пути?
- Думаю, что стоимость проезда на каждой платной дороге определит правительство. Могу сказать, что на первом участке магистрали Москва - Питер - от столицы до Зеленограда - с водителей будут брать от 3 до 5 рублей за километр. Конечно, многие будут такой ценой недовольны. Однако, если человек хочет ехать по шикарной дороге, без остановок, без светофоров и очень быстро, он должен иметь такую возможность. К тому же всегда предоставлен выбор бесплатной дороги.
- Люди могут сказать: я же плачу транспортный налог. Мало того, что его повышают, так еще не пускают автомобилистов на хорошие дороги.
- Этот налог на имущество, и он идет в бюджет субъектов Федерации. Увеличивать его или нет, решает местный парламент. Ни в каких законах не сказано, что все собираемые транспортные налоги обязательно надо пускать на строительство дорог. На что регион решит, на то и потратит деньги.
С точки зрения дорожников, транспортников и моей собственной, это не совсем хорошо. Хотелось бы, чтобы такие средства расходовали целевым назначением, в том числе на дороги. Есть поручение президента изучить возможность и целесообразность возрождения Дорожного фонда, который в 2002 году почил в бозе. Пока он работал, в субъектах РФ худо-бедно, но строили новые и поддерживали по нормативам старые дороги. Думаю, в течение этого года мы определимся с решением.
- А нельзя соединить транспортный налог с платой за пользование коммерческой дорогой?
- Это совершенно разные вещи. Когда отдаешь деньги за проезд по качественной дороге, все до копейки идет на содержание именно этого участка дороги.
- А из транспортного налога - как правило, ни рубля.
- Мы дали регионам возможность не только повышать или понижать транспортный налог, но и учитывать автомобильный транспорт - что это за машина, сколько ей лет, какой у нее литраж. Ведь российский народ, в отличие от европейского, к сожалению, любит ездить по городам на «Хаммерах».
Это прямо азиатчина какая-то. И экономики здесь никакой - постоянно мешаешь движению, не запаркуешься. С таких машин мы дали возможность брать налог по максимуму. Аналогичная ситуация с 20-летними "развалюхами", которые атмосферу в городах загадили. Надо соединить потребности защиты окружающей среды и стимул покупать качественный малолитражный автомобиль с двигателем европейского экологического стандарта.
Люфты по транспортному налогу мы предусмотрели, и уже дело региона, как ими воспользоваться. Не станут ничего менять, им никто ни слова не скажет.
- В такое верится с трудом.
- Я уверен, что какой-то единой политики тут не будет. Экономические сильные регионы, скорее всего, налог повысят. А слабые этого делать не станут.
Есть ведь еще идея изменить транспортный налог дополнительными акцизами на бензин. То есть вводить его в цену топлива. Но это уже федеральная функция. Тогда мы должны отменить транспортный налог и заменить его фиксированным акцизом с определенными градациями, например, по литражу машин. В принципе это справедливо. Если ты ездишь, значит, платишь. Если у тебя автомобиль больше в гараже простаивает, то расходы маленькие. Такое решение тоже возможно.
Между тем
Конкурс по возведению платной автотрассы Москва - Санкт-Петербург выиграла французская компания, которая имеет большой опыт дорожного строительства и эксплуатации. По словам вице-премьера Сергея Иванова, на коммерческой магистрали очень важен менеджмент, управление. Нужно понять, как там собирать плату за проезд, как устроить заправки и пункты сервиса, как расставить дорожные знаки, как организовать движение и обеспечить его безопасность.
- Признаюсь, что мы впервые сознательно сформулировали условия конкурса так, что его мог выиграть только глобальный игрок на этом рынке, - не скрывал заместитель председателя правительства. - Нам нужен образчик того, как грамотно и качественно нужно строить дороги. Чтобы на его примере учить наших специалистов. |
|
|
|