Еще не так давно российскими строителями почти не применялся экструдированный вспененный полистироле (XPS). Сегодня интерес к эффективному, недорогому и экологичному утеплителю вызвал бурный рост рынка XPS. Об этом мы сегодня побеседуем с Дмитрием Сапроновым - коммерческим директором компании «Промхипласт», производителем экструдированного пенополистирола под торговой маркой Primaplex.
Дмитрий Владимирович, с чем Вы связываете рост спроса на XPS?
- Уникальные технические характеристики XPS позволяют применять его в самых различных сферах: при строительстве жилых и производственных зданий, коммерческой застройке, частном домостроении, строительстве автомобильных и железных дорог, для утепления подвалов, фундаментов, стен и кровель. Переход на этот материал существенно снижает себестоимость строительства. Экструдированный пенополистирол имеет низкую теплопроводность, поэтому для утепления конструкций требуется меньшая толщина плит, чем в случае использования традиционных утеплителей. При этом значительно облегчаются конструкции, и соответственно, сокращается расход материалов. Таким образом, квадратный метр кровли, утепленный XPS, обойдется дешевле кровли, утепленной, к примеру, минеральной ватой. Помимо финансовой выгоды повышается качество и долговечность здания, сокращаются сроки строительства.
- Как, на Ваш взгляд будет развиваться рынок XPS в дальнейшем?
- Развитие рынка идет предсказуемыми темпами. Медленно, но верно XPS вытесняет традиционные теплоизоляционные материалы в жилищном и промышленном строительстве - минеральные и стекловаты, пенопласт. Совсем недавно о нем знали только узкие специалисты, а сегодня рыночная доля пенополистирола в строительстве составляет уже 4 %. В Европе строительные пенопласты (XPS и EPS) занимают примерно 20% рынка изоляционных строительных материалов, а в США и Канаде их доля еще выше. Рост российского рынка экструдированного пенополистирола происходит за счет замещения волокнистой теплоизоляции и освоения новых областей применения. Все активнее «экструзию» поменяют в кровлях и фасадах, а при утеплении фундаментов она вообще незаменима.
- Несмотря на то, что экструдированный пенополистирол сегодня производится буквально «под боком» у потребителя, не всегда соблюдаются сроки поставки. Что (или кто) тому виной?
- Думаю, в первую очередь стоит винить производителей. Из-за нежелания упустить свою выгоду, они готовы принимать заказов больше, чем можно осилить при ограниченной мощности предприятия. Большинство потребителей XPS - это крупные строительные компании, и несоблюдение сроков поставки утеплителя приводит к срыву сроков сдачи строительных объектов. Довольно часто несвоевременность поставок объясняется так же дефицитом сырья и нестабильной логистикой. Многим новым производителям приходится использовать сырье разных поставщиков, импортировать его из-за границы, что не только срывает сроки поставок, но и снижает качество продукции.
- Кстати о качестве, не всегда продукция соответствует заявленным характеристикам. В чем, по-Вашему, причина этого явления?
- При кажущейся простоте процесс производства экструдированного пенополистирола требует жесткого соблюдения технологии. Гранулы полистирола при повышенной температуре и давлении смешиваются со вспенивающим агентом. Полученная таким образом однородная сырьевая масса выдавливается из экструдера и застывает. Любое нарушение технологического процесса или использование несоответствующего сырья приводит к снижению качественных характеристик и получению откровенного брака. Огромное значение имеет так же качество самой линии. Качественную продукцию невозможно произвести на морально устаревшей, технически отсталой линии.
- Существуют ли нормативные требования к плитам из XPS?</p>
- В России пока отсутствуют государственные стандарты, регламентирующие характеристики теплоизоляционных материалов из экструдированного пенополистирола. Тем временем, в Европейском Союзе и в США такие стандарты действуют уже давно. В частности, в Европе это EN 13164-2001 «Теплоизоляционные изделия для зданий. Фабричные изделия из экструдированного полистирола. Технические условия». В Соединенных Штатах стандартом, регламентирующим XPS, является ASTM C 578 07 «Стандартная спецификация на теплоизоляцию из формованного ячеистого полистирола блочного типа». Данный стандарт регламентирует физические свойства и размеры плит EPS и XPS, перечисляет 11 типов материалов в диапазоне плотностей от 11 кг/куб.м до 480 кг/куб.м и в диапазоне деформационной прочности от 0,035 МПа до 0,69 МПа. Например, в приложениях, связанных с гидроизоляцией подземных сооружений, наиболее востребованными являются плиты типа VI (плотность 26 кг/м3, прочность на сжатие 0,28 МПа) и VII ( 35,2 кг/м3 и прочность на сжатие 0,41 МПа). Водопоглощение для всех типов XPS не должно превышать 0,3%. Так что использование XPS c прочностью на сжатие меньше 0,25 МПа для утепления стен фундаментов не рекомендуется, тем более они неприемлимы для утепления эксплуатируемых кровель.
- Каким образом компания «Промхимпласт» регулирует нормативное соответствие плит XPS?
- Сотрудники ОТК испытывают материал на прочность, производят геометрические замеры. При обнаружении несоответствия материала установленным характеристикам, вся партия отбраковывается и идет на вторичную переработку. Понятно, что это дополнительные затраты для производителя, но мы сознательно идем на эти издержки.
- За последние два года в России появился целый ряд новых производителей XPS. Конкуренция среди них возросла, а уровень цен на продукцию снизился. Если в прошлом году производители не успевали за спросом, то в этом году уже наблюдается явный профицит. Что же дальше? Каковы прогнозы?
- В 2007 году расширили свои производства основные игроки, было запущено более 20 новых. В отрасли возник излишек производственных мощностей. Производство XPS потеряло инвистиционную привлекательность на ближайшие 5 лет. Невзирая на перепроизводство, а может быть и благодаря ему, рост спроса на XPS продолжится. Все чаще потребитель будет выбирать именно XPS, отказываясь от других теплоизоляционных материалов.
- Как компания «Промхимпласт» продвигает свой продукт в условиях столь жесткой конкуренции?
- Мы стараемся поддерживать и развивать отрасль, занимаемся комплексной просветительской работой, направленной не только на разъяснение способов применения плит Primaplex, но и на методику применения вспененного полистирола в целом. «Промхимпласт» проводит обучающие мероприятия для продавцов дистрибьюторов, проектировщиков, строителей, взаимодействует с профильными институтами и проектными организациями, участвует в тематических конференциях и семинарах, обеспечивает техническую поддержку конечного потребителя. Служба маркетинга нашей компании обеспечивает всестороннюю рекламную поддержку бренда: мы публикуем статьи в профильных СМИ, участвуем в выставках, издаем буклеты, каталоги.
- Я правильно понимаю, что в формировании спроса на материал Primaplex компания «Промхимпласт» делает главную ставку на дистрибьюторов?
- Конечно, надежные торговые партнеры - основа основ любого успешного бизнеса. Совместная работа с дистрибьюторами по продвижению Primaplex позволит нам максимально удовлетворить спрос конечных потребителей, которые получат качественную сервисную и техническую поддержку.
- В связи с падением интереса инвесторов к производству XPS, планирует ли компания «Промхимпласт» и дальше развивать производство?
- Да, открытие завода в Тверской области - это наш первый шаг. Мы считаем, что рынок теплоизоляции будет расти. И если сейчас производство XPS мало привлекательно с точки зрения инвестиции, то через 3-5 лет ситуация изменится. Сегодня рост спроса слегка запаздывает за ростом производства, но со временем ситуация выровняется. Эксперты предполагают, что рынок пенополистирола продолжит прирастать как минимум на 20% в год, поскольку имеет очень большой потенциал. Нормы потребления теплоизоляционных материалов в России самые низкие среди развитых стран со схожим климатом, в сравнении, к примеру, с Финляндией или Норвегией. У нас зачастую фундаменты не утепляются вовсе, а остальные конструкции утепляются по нормам, сильно отличающимся от норм, принятых в европейских странах. Недостаточно пока освоен сектор использования пенополистирола в дорогах и промышленных кровлях, специальных объектах, требующих усиленной теплоизоляции. Одним словом, существует много направлений для развития отрасли. Обладая полным набором предпосылок к успеху, мы готовы к самой жесткой конкуренции в своей рыночной нише.
Материал предоставлен "Primaplex - профессиональная теплоизоляция"