Интервью с генеральным директором ООО "БазэлЦемент" Дмитрием Савенковым, март 2008 |
Первым под прицел компаний, готовых инвестировать в отрасль стройматериалов, попал цементный бизнес: по оценкам экспертов, уже заявлено о 50 проектах создания новых заводов. Причины - бум строительства и высокие показатели роста цен на этот материал (за 2007 год стоимость цемента в среднем увеличилась на 70-75%, до 5 тыс. руб. за тонну). Имеет ли смысл самим застройщикам заниматься стройматериалами, оценивает гендиректор "Базэлцемента" ДМИТРИЙ САВЕНКОВ.
- Многие собираются строить цементные заводы. Перспективно ли сегодня пытаться войти на этот рынок новичкам?
- Я слышал более чем о 50 анонсированных проектах, однако с советских времен ни один новый завод в РФ не построен. В России в 1990 году было произведено 86 млн т цемента, к 1995 году этот показатель упал до 22 млн т. В 2007 году объем вырос до 59 млн т, и сейчас существующие мощности работают на максимуме. Пока ситуация аховая: мы имеем одни из самых высоких цен в мире и ни одного начатого строительства цементного завода. При этом далеко не все из тех, кто сделал громкие заявления, смогут реализовать свои планы хотя бы потому, что это огромные деньги: как минимум $250 млн нужно вложить в строительство одного завода в течение трех лет при окупаемости пять-семь лет. Нет сомнений, что свои обязательства исполнят крупные игроки - "Евроцемент", Lafarge, Dyckerhoff, но такие компании можно пересчитать по пальцам. Мы приступили к строительству трех цементных заводов - в Рязанской и Новгородской областях и Краснодарском крае. Вполне вероятно, что со своим Серебрянским заводом (Рязанская область) мы будем первыми. Я уверен, те, кто начнет строительство заводов в этом году, точно не опоздают. Действующим же производствам сегодня, в ситуации острого дефицита цемента, конечно, необходимо увеличивать мощности.
- Значит, в летний период, когда будет пик строительства, цены опять взлетят?
- Сегодня на самую популярную марку ПЦ500ДО средняя цена составляет 5,2 тыс. руб. за 1 т. Прошлым летом цены достигли 6 тыс. руб., в этом году в летний период мы ожидаем еще большего подорожания и каких угодно ценовых взлетов, даже до 10-12 тыс. руб. Сейчас планируется запуск множества инфраструктурных проектов, а это приведет к огромному дефициту цемента. В 2008 году мы собираемся произвести на своем заводе "Ачинский цемент" 1,2 млн т, и весь этот объем уже продан. Это только та продукция, которая производится в Сибири. Представляете, что творится в центральной части России?
- Наверное, деньги не единственное, что потребуется начинающему производителю цемента?
- Не строив 20 лет, мы потеряли навык строительства цементных заводов, поэтому сталкиваемся с многочисленными проблемами, начиная от проектирования и до производства оборудования и его установки. Чтобы функционировать, цементному заводу нужны железная дорога и большие энергомощности. Электроэнергия - настоящая проблема: подключение к мощностям стоит огромных средств, десятки миллионов долларов, на которые можно построить чуть ли не собственную теплоэнергостанцию. Цементников толкают к тому, чтобы мы начинали думать о создании собственных генераций.
России очень повезло с месторождениями: сырья столько, что можно завалить весь мир цементом. При этом можно найти карьеры за вполне приемлемую цену. Рекордную сумму за месторождение в прошлом году заплатила Lafarge, купив в Ростовской области карьер за $28 млн. Мы покупали гораздо дешевле: выиграли тендер в Туапсе и заплатили около $3,3 млн. Проблемы строительства новых заводов заключаются в другом: кроме энеромощностей, перед инвестором встанет вопрос оптимизации процесса согласований для нового строительства. Существующая сегодня разрешительная система очень тяжелая и длительная: если не ускорять процесс согласований, сроки реализации проекта могут достигать пяти лет.
- Оправданно ли девелоперу самостоятельно заниматься цементным бизнесом?
- На мой взгляд, это нецелесообразно. Существует специализация. Даже если сейчас для преодоления дефицита девелопер построит цементный завод, он будет вынужден его продать, потому что вслед за хорошими годами для цементников наступят плохие, когда все заводы будут построены и цены опустятся до разумных. По моим прогнозам, это вопрос пяти лет, не больше. Первыми умрут старые заводы мокрого способа, а после этого начнется процесс консолидации, и с узкоспециализированными холдингами девелоперы конкурировать не смогут. Компании, которым требуются миллионы тонн на собственные нужды, можно по пальцам пересчитать. Но выгодно создавать сеть, а не один-два завода. В Европе и на Востоке бизнес по строительству и производству стройматериалов разделен, а девелопмент вообще относится к разряду финансовых услуг. У нас иная ситуация, потому что в России дефицит стройматериалов и, кроме того, совершенно некому строить.
- Даже на продаже завода не получится заработать?
- Когда застройщики решат продать свои заводы, выгодно заключить сделку они уже не смогут: продавать заводы надо именно сейчас, когда их нет. В Китае - стране, которая лидирует в мире по производству цемента и владеет более чем 5 тыс. цементных заводов, - производственные мощности стоят очень дешево, хотя еще семь лет назад в Поднебесной это считалось сказочным бизнесом. Для сравнения: в России стоимость установленной мощности завода на 1 т в год составляет $200-250, при этом никто предприятия не продает, а в Китае всего $70-80. И главное здесь различие не только в цене: у нас это заводы советских времен, работающие по старой технологии мокрого способа, у них - современные производства сухого способа. Я работал в 1998-1999 годах финансовым директором Старооскольского цементного завода, денежных средств в обороте которого было всего 12%. Если бы тогда сказали, что за эти активы будет такая драка, не поверил бы.
- Стоит ли ждать девелоперам снижения стоимости цемента из-за увеличения импорта?
- Многие страны - тот же Китай, Турция, Египет, даже некоторые европейские государства - продают цемент, но весь вопрос в том, как его доставить. Здесь узким горлом являются порты: у нас нет ни одного порта, где можно переваливать насыпной цемент, только мешки по 1,5 т. Значит, при погрузке придется использовать краны, а это очень медленно. Вторая проблема - небольшие суда. По итогам 2007 года импорт составит чуть более 2 млн т, в следующем, возможно, будет 3 млн т, но в любом случае закрыть дефицит 10 млн т не получится.
// газета "Коммерсант"
|
|
|
|
|
|