Рынок ПВХ окон выходит на качественно новый уровень
По данным отраслевого центра "О.К.Н.А. Маркетинг", за первое полугодие 2008 года рост оконного рынка в России составил более 25%. Тенденция к увеличению спроса на современные ПВХ конструкции наблюдалась все предыдущие годы. Однако в последнее время чисто количественный рост сопровождается еще и качественным. "Для оконного рынка четырехлетней давности и сегодняшнего состояния, на мой взгляд, подходит сравнение юноши и тридцатилетнего мужчины. Сейчас оконный рынок более зрелый, более устоявшийся, более объемный", - считает Анатолий Зарубин, коммерческий директор компании "Борские окна". По мнению специалиста, достаточно явно прослеживается стремление к "монополизации", когда на рынке остаются только крупные компании.
При этом, как пишет "Строительство и недвижимость", небольшие фирмы-производители окон не исчезают "в никуда". Все чаще они переходят "под крыло" крупных игроков. "Наметилась отчетливая тенденция закрытия собственных производств небольшими компаниями и последующий переход в качестве дилеров к крупным производителям", - рассказывает Наталья Буланова, руководитель отдела маркетинга и рекламы Группы компаний "Проплекс", крупнейшего российского производителя оконного ПВХ профиля по австрийским технологиям.
Например, на прошедшем недавно в Красноярске "круглом столе", посвященном проблемам оконного рынка, было отмечено, что только в этом регионе за последнее время исчезло более сотни мелких оконных фирм. В результате "естественного отбора" остаются только компании, имеющие активы в виде современного производства, налаженных систем поставок и квалифицированного персонала. Также все более важным условием "выживания" становится качество изделий и услуг. Нетрудно заметить, что "оконщики" все больше внимания уделяют контролю технологий производства, а также монтажу и сопутствующему сервису.
"Когда мы однажды работали над стратегией одной из "оконных" компаний, то выяснился занимательный факт - 70% приходящих клиентов были по рекомендациям от уже знающих компанию потребителей, - говорит Максим Марков, управляющий партнер Агентства маркетинговых технологий "Марков и Партнеры". - Потребитель разбирается в профиле очень слабо, и именно сервис компании поддерживает репутацию и обеспечивает последующие рекомендации".
Директор "Ассоциации участников рынка светопрозрачных конструкций" Светлана Демина также утверждает, что основная конкурентная борьба разворачивается уже не в области цены, а в сфере качества. "Демпингуют в основном компании, которые только входят на рынок, которым нужно завоевать свою аудиторию", - отмечает специалист.
На "взрослом" рынке нужен не только сервис высочайшего класса, но и новые идеи по продвижению оконной компании в условиях, когда давно отработанные приемы, вроде предоставления скидок и "москитных сеток в подарок", уже не работают. "Оконный рынок в России развивается достаточно активно. Одним усилением продаж преодолеть проблему конкуренции достаточно сложно. Здесь нужны нестандартные решения стоящих перед оконщиками бизнес-задач", - отмечает Роман Айваржи, коммерческий директор "Проплекс".
Недавно в компании был разработан специальный тренинг, рассчитанный на руководителей среднего звена, менеджеров по рекламе и PR; цель занятий - развитие креативности. Появление подобных учебных программ - еще один верный знак того, что оконный бизнес России меняется. Дальнейшее существование рынка ПВХ-окон будет связано, главным образом, именно с подобными качественными изменениями, которые позволят придать отрасли новую динамику развития.