Вследствие прихода на российский рынок мировых автопроизводителей спрос на АБС-пластик к 2010 году должен составить 120 тыс.тонн. В тоже время в ближайшие годы производство АБС-пластика планирует запустить только "Нижнекамскнефтехим". Мощность установки составит 60 тыс.тонн. Таким образом, спрос на данный полимер почти в два раза перекроет внутреннее предложение.
АБС - полимер для автомобилестроения
Акрилонитрилбутадиеновый пластик (АБС-пластик) является продуктом сополимеризации акрилонитрила, бутадиена и стирола, то есть модификацией ударопрочного полистирола. Оптимальное сочетание акрилонитрильных и бутадиеновых звеньев с фрагментами стирола обеспечивает АБС эластичность и необходимую ударопрочность, что делает его одним из самых востребованных пластиков для производства сложных формованных изделий с высокой степенью вытяжки.
По своим техническим характеристикам (прочность, коррозионная стойкость, легкость и др.) они успешно конкурируют, в первую очередь с металлом и стеклом в производстве автомобилей. На основе АБС-пластика и композиций на его основе производятся детали интерьера и экстерьера автомобиля. Сюда относятся панели, каркасы, щитки панели приборов, обрамление окон, облицовка дверей и другие детали салона, решетки радиатора, колпаки колес, корпуса фонарей и наружных зеркал, горловина воздухозаборника, облицовка дверей, бампер и др.
В Россию придут мировые производители автокомплектующих
Прогноз развития этого сегмента в настоящее время связан исключительно с открытием своих производств в России зарубежными автоконцернами. Перенос производств в регионы является общемировой тенденцией. Можно предположить, что в рано или поздно большинство иномарок, реализуемых в России, будет собрано в России. Вопрос заключается в продолжительности этого процесса. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает к исполнению целевую программу развития российского автопрома в 2005-2010 гг., которая направлена на стимулирование зарубежных автопроизводителей к открытию сборочных производств в России. МЭРТ рассматривает два развития ситуации. Первый путь - сохранение уже работающих сборочных производств, второй - приход новых автоконцернов.
Прогноз развития российского автопрома МЭРТ РФ
Главным препятствием на пути автопроизводителей является отсутствие в России обслуживающих производств. Производство качественных комплектующих пока отсутствуют. Из-за этого практически все детали для своих автомобилей, собираемых во Всеволожске, Ford завозит из-за рубежа. А французская Renault даже отказалась от льгот по уплате таможенных пошлин из-за опасений не достичь необходимой для этого 50%-ной локализации производства.
Основная же причина отсутствия в России мировых производителей автокомплектующих заключается, прежде всего, в недостаточном уровне спроса. Западные автоконцерны еще не могут обеспечить своих смежников крупными заказами. Но скоро ситуация может измениться, если вслед за Ford, GM и Renault в Россию придут Toyota, Nissan и Volkswagen. Тогда сборка иномарок в России вырастет в разы, возрастет и спрос на качественные автокомпоненты, производство которых, наконец, может стать рентабельным. Производители комплектующих уже готовятся к этому и начали поиск площадок под свои заводы. Первым из мировых производителей автокомплектующих в Россию, скорее всего, придет Denso. Японский концерн Denso, который специализируется на производстве деталей для автомобилей, объявил о строительстве завода в Ленинградской области. Японская компания с годовым оборотом в $24,5 млрд объявилась в России почти сразу после того, как основной потребитель ее продукции - Toyota - объявил о намерении построить свой завод в России.
Таким образом, более вероятным сценарием будет являться приход зарубежных автопроизводителей в Россию, а следом за ними и производителей автокомплектующих. Возможно, этот процесс несколько затянется во времени. Но, все же можно предполагать, что он состоится. Приход в Россию производителей автокомплектующих соответственно вызовет спрос на сырье.
В контексте происходящих на данный момент событий на российском авторынке можно утверждать, что развитие российской автомобильной промышленности будет складываться по второму варианту прогноза МЭТР. В данном случае рост производства отечественных автомобилей за прогнозируемый период составит около 13%, при этом среднегодовой темп прироста будет находиться на уровне 2% годовых. Объем же иномарок собранных на территории РФ вырастет более, чем в 8 раз, при этом среднегодовой темп роста составит 51%.
Прогноз развития производства автомобилей в РФ, подготовленный МЭРТ РФ
|
2004 г. |
2008 г. |
2010 г. |
Объем выпуска продукции автомобилестроения, млрд. руб. |
421 |
780 |
960 |
по легковым автомобилям, тыс. шт. |
1110 |
1400-1650 |
1700-1900 |
по автобусам, тыс. шт. |
75,7 |
78-80 |
82-85 |
по грузовым автомобилям, тыс. шт. |
202,2 |
260-275 |
275-310 |
Выпуск автомобилей новыми сборочными предприятиями, тыс. шт. |
129 |
360-500 |
1000-1100 |
Открытие производств автокомплектующих вызовет спрос на сырье
Развитие же отечественных производств комплектующих вызовет спрос на сырье, в частности на АБС-пластик. Потребность в АБС-пластике к 2010 году увеличится почти в три раза, при этом среднегодовой темп прироста потребления АБС-пластика составит 23%. Наибольшие темпы прироста спроса на АБС-пластик придутся на 2008-2010 гг. Данные тенденции связаны как с развитием российской автомобильной промышленности (в частности с выходом иностранных производителей на российский рынок), так и становлением российских производств автокомплектующих.
В целом на российском рынке АБС-пластика ожидается смещение потребления в сторону автомобильной промышленности - доля данной потребляющей отрасли к 2010 году составит около 65%.
Прогноз развития отечественного рынка АБС-пластика, тыс.тонн
Отечественные производители сырья отстают от спроса
Существующее в настоящее время в России промышленное производство АБС-пластика, - ОАО "Пластик", - было создано в 1973 году по технологии, закупленной у фирмы "Asahi Chemical International, LTD" (Япония). Данная технология основывается на использовании эмульсионного способа производства АБС-пластика.
Начиная с 1993 года на ОАО "Пластик" была проведена модернизация имеющегося оборудования по производству АБС-пластика с целью наращивания мощности. Работы велись достаточно тяжело в условиях общего спада производства.
В 2005 году в обновление и модернизацию оборудования ОАО "Пластик" направлено 240 млн. рублей. В частности, модернизируется парк литьевого оборудования, до конца года в полном объеме должна быть выполнена программа приобретения новых литьевых машин на условиях лизинга.
Мощность установки по производству АБС-пластика, установленной на ОАО "Пластик" составляет 23 тыс.тонн. в год. Мощность линии по производству композиционных полимерных материалов составляет 7,2 тыс. тонн пластика в год. Эта линия включает в себя такое немецкое оборудование, как экструдер фирмы "Rokschtedt", линии сушки, подачи и дозирования фирмы "Werner Koch Maschinentehnik GmbH", и расфасовки гранулированного пластика фирмы "Librawerk Maschinenfabrik GmbH".
В настоящее время, с приходом на внутренний рынок материалов, ведущих мировых производителей ("Laxness", "Dow", "GE Plastics", "BASF"), производимые ОАО "Пластик" АБС-пластики, теряют свою конкурентоспособность. Поэтому, несмотря на значительный объем импорта, производство АБС-пластика на ОАО "Пластик" загружены лишь наполовину.
В 2008 году завод ОАО "Нижнекамскнефтехим" должен запустить производство АБС-пластика мощностью 60 тыс. тонн в год. Это будет единственное в России конкурентоспособное производство АБС-пластика. Других проектов по выпуску данного полимера в настоящее время не разрабатывается. Таким образом, в 2010 году спрос на АБС-пластик на российском рынке практически в два раза перекроет объем внутреннего предложения.
Автор: Статья предоставлена Академией Конъюнктуры Промышленных Рынков