Производство
- * Производство цемента в июне 2010 года увеличилось на 18,9% к уровню мая прошлого года и составило ~5.5 млн тонн
- * Производство цемента в январе–июне 2010 года увеличилось на 11,3 % к соответствующему периоду 2009 года и составило ~21.5 млн тонн
- * Существенный рост производства наблюдался на заводах холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» +2,4 млн тонн (+43%). Мордовцемент +0,2 млн тонн (+13%).
- * Наибольшее снижение производства в январе–июне 2010 года произошло на заводах Holcim — 0,2 млн тонн или — 17% к соответствующему периоду 2009 года, Lafarge млн тонн 0.17 млн тонн (–14%).
Потребление
- * Перевозки цемента ж/д транспортом в июне 2010 года увеличились на 14,8 % к уровню мая 2009 года и составили ~3.5 млн тонн
- * Перевозки цемента ж/д транспортом в январе–июне 2010 года увеличились на 10.6 % к соответствующему периоду 2009 года (см. график).
Прогноз
- * Потребление цемента в 2010 году может увеличиться до 10%.
- * Среднегодовая рентабельность продаж в 2010 году не превысит 10%.
(в % к аналогичному периоду прошлого года)
Долгосрочные контракты на поставку цемента. Выиграет ли потребитель?
Отступающий кризис укрепил позитивные ожидания в строительном секторе. Появились прогнозы восстановления былых объемов строительства. И как следствие, перед потребителем замаячил призрак дефицита цемента. Появляются предложения по заключению долгосрочных контрактов. Покупателям предлагается снизить свои риски, заключив на несколько лет соглашение с определенной или прогнозируемой ценой и объемом закупок.
Интерес производителя цемента очевиден: высокая конкуренция, перепроизводство цемента, появление новых игроков и новых объемов цемента. В условиях «рынка покупателя» правильная защита — долгосрочные контракты [1]. Что же в ответ получит покупатель?
Рассмотрим факторы,формирующиецену цемента у потребителя. Первое, спрос-предложение. Прогнозируя объем потребления цемента с учетом прогнозов МЭРана 2011 — 2012 (других фундаментальных величин мы не можем предложить), получим спросв 2011 году от 49 до 53 млн тонн, в 2012 от 54 до 60 млн тонн. С учетом ввода новых мощностей по производству цемента среднеотраслевой коэффициент использования производственных мощностей составит 0,63 в 2011 и 0,66 в 2012 году. Таким образом, в ближайшие годы предложение цемента будет существенно превышать спрос. Мы не берем во внимание неблагоприятный сценарий, при котором, например, какая-либо крупная компания не в состоянии обслуживать долговую нагрузку и в условиях нехватки оборотного капитала вынуждена будет резко сокращать производство.
Второе, управляемый рынок, то есть сговор крупнейших производителей с целью увеличения цены за счет, например, ограничения предложения. Данный сценарий маловероятен по причине того, что доля крупнейших игроков, в первую очередь Евроцемента, начиная с 2011 года будет только снижаться. Будут появляться новые игроки, которым необходимо погашать инвестиционные ресурсы, полученные на новое строительство. Источник один для всех — российские стройки. Мы не ожидаем в ближайшие 2 года консолидацию производителей цемента, как это было пять лет назад, однако, финансовые проблемы отдельных участников могут спровоцировать эти процессы. Появление новых доминирующих на рынке игроков (укрупнение старых) неизбежно, но мы это ожидаем не ранее 2015 года.
Третье, транспортировка цемента железнодорожным транспортом. Для потребителей, расположенных на расстоянии более 200–300 километров от цементного завода существует высокая вероятность кратковременного сезонного спекулятивного роста транспортной составляющей в цене цемента. Однако все три новых цементных производств, запуск которых ожидается в 2011 году, снизят нагрузку на железнодорожный транспорт, так как расположены на небольшом расстоянии от основных рынков сбыта.
Четвертое, рост стоимости газа и электроэнергии приведет к росту себестоимости цемента до 10% ежегодно в 2011 году и в 2012. С учетом ожидаемой среднегодовой рентабельности производителей цемента в 2010 году в пределах 15% можно спрогнозировать, что среднегодовая цена цемента в 2011 году может вырасти на 10%. При этом в зимний период сохраняется тенденция к снижению цены. В летний период — рост, величина которого в первую очередь будет зависеть от политики транспортных компаний.
Пятое, влияние импорта-экспорта цемента. При росте стоимости цемента на внутреннем рынке выше 100 долларов, в Россию опять может вернуться иностранный цемент, как это было в 2007–2008годах. Сформировался сильный сдерживающий фактор роста цен на цемент. Транспортные издержки иностранного поставщика компенсируются технологической отсталостью отечественной отрасли. Повлияет ли отмена экспортной пошлины на цемент на рост экспорта цемента? Нет, так как, например, в Казахстане, основном покупателе российского цемента в ближайшее время вводятся в эксплуатацию несколько новых цементных производств. Поставки клинкера Евроцементом на Украину, в себестоимости которого 35% составляет природный газ, вряд ли будут увеличиваться, так как высокая стоимость российского газа стала катализатором перехода украинских производителей цемента на угольное топливо.
В итоге. Мы рекомендуем заключение долгосрочных контрактов на поставку цемента в третьем квартале этого года на период до 2012 только при условии фиксирования цены продукции на складе у потребителя. Покупатель страхуется от риска взвинчивания цен по причине ограниченного ресурса транспорта. В любом другом случае - отложить заключение долгосрочного контракта до конца 2010 года, а лучше до января 2011.
[1] В период 2005–2007 годы цена на цемент в среднем ежегодно росла на 45%. Интересно, заключались ли тогда долгосрочные контракты с фиксированными ценами?
Источники информации: ФСГС, ФТС, Интернет, СМ Про