Меморандум участников форума |
Участники форума «Государственный строительный надзор и экспертиза. Пути реализации принципа «единого окна» для застройщиков в субъектах Северо-Запада России» приняли меморандум.
Документ выражает пожелания участников строительного процесса к совершенствованию существующих механизмов строительного надзора и экспертизы.
Организаторы форума: Правительство Санкт-Петербурга, Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Ассоциация экономического взаимодействия «Северо-Запад», Петербургский строительный центр, при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе, Территориального Санкт-Петербурга и Ленинградской области комитета профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Союза строительных объединений и организаций, Ассоциации «Строительно-Промышленный комплекс Северо-Запада», Союзпетростроя, Леноблсоюзстроя, Общероссийского Общественного Фонда «Центр качества строительства» - Санкт-Петербургское отделение.
В работе форума приняли участие представители: Росстроя, Правительства Санкт-Петербурга, МТУ Ростехнадзора по Северо-Западному Федеральному округу, филиала Главгосэкспертизы России по Северо-Западному Федеральному округу, Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, Инспекций Госстройнадзора из других регионов Северо-Запада России, Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, национальной федерации профессионального образования, других строительных бизнес-сообществ и некоммерческих организаций, крупнейших строительных компаний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ученые и авторитетные специалисты в области строительства.
Цель форума - обсуждение проблем системы государственного строительного надзора и экспертизы в СЗФО, разработка рекомендаций по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы в области строительства, обмен опытом.
Участники форума отметили, что имеются определенные достижения в процессе реализации принципа «единого окна» для застройщиков в Санкт-Петербурге:
- при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте государственный пожарный, санитарно-эпидемиологический и экологический надзоры осуществляются в рамках государственного строительного надзора;
- на федеральном и региональном уровнях государственная экспертиза проектной документации стала единой и включила в себя санитарно-эпидемиологическую, экологическую, историко-культурную, условий труда, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной безопасности и другие виды экспертиз.
В то же время имеется ряд недостатков и нерешенных проблем:
- недостаточно быстро протекают процессы разработки технических регламентов, что отрицательно сказывается на повышении качества строительства;
- изменения Градостроительного Кодекса разграничили полномочия органов исполнительной власти федерального и регионального уровней по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий без учета специфики объектов;
- участились случаи аварий на объектах капитального строительства различного назначения;
- не отвечает требованиям времени подготовка специалистов строительного профиля, отсутствуют полноценные программы повышения квалификации в сфере проектирования и строительства, в законодательстве отсутствует перечень требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим проектирование и строительство;
- не выработан механизм судебного приостановления деятельности при административных нарушениях в строительстве;
- в отношении объектов культурного наследия предусмотрены ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования; никаких других видов работ на объектах культурного наследия законом не предусмотрено;
- действующее градостроительное законодательство не предусматривает государственного строительного надзора при производстве строительных материалов, изделий и конструкций, возлагая ответственность за их применение исключительно на застройщиков;
- имеются сложности с получением технических условий, которые влекут за собой сложности прохождения государственной экспертизы;
- при выборе места размещения объекта проводятся многочисленные разрозненные экспертизы и масса согласований разных уровней;
- законодательством не предусмотрено проведение государственного строительного надзора на стадии подготовки стройплощадки (снос зданий и сооружений, инженерная подготовка, вывоз зараженного грунта, забивка и испытание пробных свай, устройство шпунтовых ограждений и т.д.); недопустимо, чтобы важный этап строительства, во многом определяющий степень безопасности объекта, оставался бесконтрольным со стороны государства.
Учитывая изложенное, на Форуме были вынесены следующие предложения и рекомендации:
- Органам законодательной и исполнительной власти РФ:
- Перечень особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, приведенный в статье 481 Градостроительного Кодекса РФ, необходимо дополнить положениями, которые позволяют при необходимости проводить экспертизу проектной документации региональному органу по согласованию каждого конкретного случая с соответствующим филиалом Главгосэкспертизы.
- Уточнить полномочия органов власти, которые выдают разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию в зависимости от установленных частью 22 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ порядков выдачи разрешений.
- Выделить в Градостроительном Кодексе РФ подготовительные работы в особый этап строительства и предусмотреть осуществление государственного строительного надзора на этом этапе только в части соблюдения требований законодательства и нормативных технических документов.
- В статье 40 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и статье 36 Градостроительного Кодекса уточнить смысл понятия «приспособление для современного использования».
- Систематизировать и ускорить работу по стандартизации и разработке технических регламентов в области строительства.
- Определить формы государственного контроля (надзора) за обеспечением качества и безопасности стройматериалов и изделий, применяемых при возведении объектов, на этапе их производства.
- Установить в законодательном порядке рассмотрение проектов в 2 этапа: архитектурно-строительные решения и инженерное обеспечение. Это реально ускорит процесс строительства с учетом того, что в 90-х годах такая практика показала себя с положительной стороны.
- Пересмотреть редакцию ст. 222 Гражданского кодекса РФ, которая по своему нынешнему содержанию попустительствует случаям самовольного строительства.
- Упростить процесс принятия решения о месте размещения объекта и сделать его аналогичным проведению единой государственной экспертизы проектной документации.
- Ростехнадзору:
- Усилить профилактические работы по использованию грузоподъемных механизмов на стадии подготовки строительных площадок.
- Возобновить аттестацию работников госстройнадзора и учесть расширение его функций.
- Выйти в Государственную Думу с предложением по передаче в регионы полномочий по вопросам ввода в эксплуатацию объектов, законченных строительством, но не введенных, до вступления в силу Градостроительного Кодекса.
- Субъектам Федерации Северо-Западного федерального округа:
- Изучить опыт создания «единого окна» в Санкт-Петербурге и применить его в субъектах РФ.
- Принять меры к упрощению и ускорению получения технических условий для прохождения государственной экспертизы.
- Наладить деловые контакты государственной власти с бизнес-сообществами, особенно в связи с переходом последних на саморегулирование.
- В полной мере использовать в регионах возможности технического регулирования.
Участники форума выражают уверенность в том, что новые правила государственного строительного надзора и экспертизы в строительстве существенно помогут органам государственной власти и бизнесу решать насущные проблемы повышения качества и сокращения сроков строительства объектов.
|
|
|
Оставить комментарии
Отмеченные поля являются обязательными для заполнения. Будьте внимательны при заполнении полей!
|
|
|