Кухня независимо от размера всегда играет важную роль в создании домашнего уюта. Предлагаем вашему вниманию четыре примера продуманных планировочных решений, умелого использования архитектурных элементов, удачной работы с цветом.
Вино и белый хлеб
Яркий образ этой небольшой кухни (14 м2) сложился благодаря нескольким составляющим: планировке, цвету и подбору вещей. Начнем с главного: к счастью, помещение имеет правильную форму - окно и дверной проем находятся на одной, центральной оси. Симметрия способствовала торжественной стилистике. Чтобы усилить ее, дизайнер оставила верхнюю часть стен максимально свободной. Так вместо навесных шкафчиков, которые первоначально планировали разместить слева и справа от окна, появились два бельгийских светильника, привезенные автором проекта с парижской выставки. Великолепный винный цвет стен, задавший тон в буквальном и переносном смысле, был найден не сразу: пришлось изрядно помучиться, пока не попробовали один из оттенков палитры Oikos (Италия). Его красоту подчеркивает контраст молочных фасадов кухонной мебели.
1. Бытовая техника сгруппирована в две колонны справа от варочной панели Kьppersbusch (Германия) и поднята над полом несколько выше, чем обычно. Это очень удобно, поскольку не приходится наклоняться ни к духовке, ни к микроволновой печи (обе - Kьppersbusch), ни к кофемашине Miele (Германия).
2. Римская штора сшита из двух видов ткани. Монохромная жуи, узор которой по тону сочетается со стенами, обрамлена по бокам полосками льна натурального оттенка.
Рассказывает автор проекта
От традиционного "фартука" из керамической плитки я решила отказаться, чтобы не дробить пространство и не нарушать торжественную атмосферу, задаваемую цветом стен. Однако стену возле плиты нужно было защитить от брызг. Мы применили закаленное стекло. Это очень красивое решение, которому трудно найти альтернативу. Но хозяйке следует знать, что время от времени, раз в полгода или реже (в зависимости от того, насколько интенсивно пользуются кухней), стекло надо снимать, чтобы протереть его поверхность изнутри. Даже при самой аккуратной работе грязь все равно попадает внутрь.
Дизайнер Юлия Цветкова
Спрячем все в шкаф
Свежее решение позволило по-новому объединить парадную и бытовую зоны. То, что эта кухня представляет собой скорее мебельную композицию, чем помещение, подчеркивает буфет, встроенный в торец. Мебель, спроектированная и изготовленная в мастерской Андрея Жарницкого, продумана до мелочей. В ней практически нет мертвых зон. Каждый квадратный сантиметр шкафа или выдвижного ящичка здесь является полезной площадью. Например, за раковинами находятся неглубокие полки (30 см), закрываемые раздвижными дверцами. Последние заменяют собой привычный "фартук". Полки очень удобны: приготовив еду, хозяйка может быстро и легко убрать на них посуду и продукты. Так что беспорядок не помешает торжественному ужину в гостиной.
1. В этой кухне раковин больше, чем обычно, потому что готовить любят как хозяйка, так и ее супруг. Две вытяжки: одна над варочной панелью, другая над грилем (все - Miele) не позволяют кухонным ароматам проникать в гостиную.
2. В гостиной сохранена исходная высота потолка, а в кухне его пришлось понизить, чтобы скрыть за ним вентиляционные воздуховоды. Разница в уровне потолков незаметна благодаря карнизу шириной 30 см, обрамляющему кухню.
3. Кухня идеально сочетается с мебелью в гостиной. И та и другая изготовлены на заказ и отличаются единством стиля, цветовой гаммы и материалов. В отделке использованы шпон палисандра с красивым крупным рисунком и белый лак. Эффектный контраст напоминает о стиле ар деко.
Рассказывает автор проекта
Идея этого пространства несколько неожиданна: кухня - не вполне кухня, а в большей степени мебельная композиция. Одно из важнейших преимуществ последней в том, что мебель требует меньшей площади, чем отдельное помещение, предназначенное для кухни. И дело даже не в отсутствующих стенах, имеющих определенную толщину. Дело в психологическом комфорте: если место, которое сейчас отведено под эту укомплектованную кухню, превратить в замкнутый объем, оно будет казаться катастрофически маленьким.
Архитектор Анна Яровикова
Музей-квартира
В этой удивительной кухне можно, не выезжая из Москвы, изучать историю искусства, точнее, эпоху Возрождения, которая неизменно служит источником вдохновения для автора проекта. Последний уникален среди других примеров стилизации прежде всего благодаря высокому качеству декоративных работ. Подобно тому как, глядя на игру талантливого актера,
забываешь о том, что он играет, здесь, рассматривая росписи, перестаешь думать о подражании, искусном состаривании и пр. Оформленное помещение поражает сложной гармонией, умением создать которую в интерьере обладают немногие. Получилось очень насыщенное пространство - каждого сантиметра коснулась рука художника или мастера. Здесь есть фреска и роспись по дереву, резьба и ковка - нет лишь ощущения перегруженности.
Кухонная мебель изготовлена из тонированного дуба в мастерской Вениамина Скальника. Фасады покрыты резным декором, навеянным архитектурой Ренессанса.
1. В глубине видна кладовая, где установлены дополнительные шкафчики для хранения утвари, современный винный шкаф и холодильники. Это подсобное помещение, однако оно декорировано так же тщательно, как и сама кухня.
2. "Фартук" выложен каменной плиткой, изготовленной из травертина.
3. Оба помещения расписаны в технике, имитирующей фреску. Идея росписи, покрывающей всю поверхность стен, возникла после посещения великолепных флорентийских палаццо.
Рассказывает автор проекта
Когда в процессе ремонта расчистили потолок, оказалось, что его покрывают живописные трещины и подтеки (люди, живущие этажом выше, не раз заливали эту кухню). Время и соседи избавили от необходимости придавать интерьеру патину: она уже была, к тому же настоящая. Потолок лишь покрыли прозрачным грунтовочным слоем, чтобы сверху ничего не падало на голову. Не стали трогать и великолепную мощную лепнину из гипса - ее только слегка освежили побелкой. Сохранен также огромный арочный портал. Он придает всему торжественность.
2. Оконные откосы декорированы стилизованными портретами в медальонах. Они удачно дополняют геометрический мотив, многократно повторенный на стенах кухни и кладовой.
3. Красочные "колонны" словно подпирают несущую балку в сталинском доме. Она, как и стены, полностью расписана, но уже в стиле архитектурной обманки. Создается иллюзия, что в балке есть глухие люнеты.
4. Пол в кухне выложен антикварной плиткой, привезенной из Франции. Ей не менее 100 лет. В Европе старые дома не разрушают, а аккуратно разбирают и затем продают все, что удалось сохранить и чему можно дать новую жизнь: толстые половые доски, кованые ручки, каминные порталы, каменные балюстрады... Возможно, этой плиткой был покрыт пол конюшни или дворик. Как камень - солнечное тепло, она сохраняет подлинность и красоту, что позволяет легко вписать истертый материал в интерьер московского дома.
Кобальтовая сетка
Любимый фарфоровый сервиз хозяйки вдохновил архитектора на создание очаровательной кухни. Кобальтовый узор на белом фоне - колористическое сочетание, проверенное веками в малых формах. Но оно оказалось необычайно выигрышным и в масштабе интерьера. Данный проект примечателен тем, что даже очень компактная кухня (9,1 м2) может выглядеть удивительно нарядно. Этого удалось достичь за счет классической стилистики - применения симметричных композиций, декоративных элементов (широкие карнизы, резные колонны и консоли, филенки). Благодаря декору встроенная мебель выглядит как единый архитектурный объем. На небольшой площади организовали все необходимые функциональные зоны. Нашлось место даже для парадной столовой.
1. Рабочие поверхности изготовлены из камня. Пришлось немало потрудиться, чтобы найти гранит нужного оттенка синего цвета.
2. Встроенная мебель изготовлена в мастерской Андрея Жарницкого из крашеных MDF. Резные детали выполнены вручную.
3. "Фартук" и пол облицованы мозаикой Sicis (Италия), укладка которой несколько напоминает так называемую кобальтовую сетку, известную во всем мире. Этот узор впервые был создан на Ленинградском фарфоровом заводе в 1946 г.
Рассказывает автор проекта
Эта маленькая кухня очень эргономична отчасти благодаря своим размерам. Как говорится, нет худа без добра. Здесь все находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Рабочая поверхность расположена лишь с одной стороны - той, что ближе к гостиной. В ее центральную часть встроена раковина, а прямо напротив последней, за спиной хозяйки, установлен холодильник. Готовить можно справа и слева от мойки. Напротив этих участков размещены соответственно микроволновка и комплект из духовки и кофемашины. Посередине торцевой стены кухни, имеющей П-образную планировку, находится большая плита.