Как показало исследование оптово-розничного рынка паркетных покрытий, проведенного компанией Symbol-marketing, большинство дистрибьюторов паркета не имеет широкой специализации в строительных материалах, предпочитая ограничиваться следующими направлениями: отделочными материалами; продукцией из дерева (паркет плюс двери, лестницы, мебель); напольными покрытиями (паркет, плитка, ковролин); напольными покрытиями из дерева.
Самой популярной товарной группой на московском рынке является паркетная доска, которую дистрибутируют 227 компаний из обследованных 333. Вместе с тем и штучный паркет не сдает своих позиций, занимая второе место в списке дистрибутируемых товарных групп покрытий из дерева (199 компаний). Практически каждая вторая торговая компания добавляет к продукции из дерева продукт-имитатор из древесно-волокнистых плит высокой плотности - так называемый ламинат. Более детально ассортиментная картина исследовалась на прайс-листах выборочных 58 компаний (13,5 тыс. позиций). По ассортиментной представленности на первом месте находится паркетная доска (39,1%), за ней располагается паркет штучный (26,7%) и доска из массива (24,5%).
Феномен популярности паркетной доски заключается не столько в ее потребительских свойствах, сколько в скорости монтажа и совокупной цене. Несмотря на демократичность данного вида покрытий, в структуре предложения наблюдается отклонение в сторону средне-дорогой и дорогой паркетной доски (свыше 1400 рублей за 1 кв.м). Поскольку в эту цену уже заложено финишное покрытие, осуществленное в заводских условиях, в целом даже элитная паркетная доска конкурентоспособна в сравнении с массивными вариантами, требующими последующей дорогостоящей обработки поверхности. В среднем паркетная доска обходится московскому потребителю «под ключ» в диапазоне от 1000 до 2500 рублей.
В то же время, как показывает ассортиментный анализ, лидерство паркетной доски недолговечно. Так, производители массивной доски (в том числе отечественные) уже вплотную приблизились к технологическим преимуществам паркетной доски, освоив замковый способ сборки, клеевые двухслойные варианты, финишную обработку в заводских условиях. Решающее слово в споре двух динамичных товарных групп, скорее всего, останется за отечественными производителями. Пока российское производство развивается в направлении увеличения сегмента массивной доски, и это обстоятельство может серьезно изменить сложившийся рыночный баланс. |