/Rusmet.ru, Ковшевный Виктор/ Приведенные ниже факты - очень серьезные. Чтобы разобраться в ситуации и выяснить, насколько они соответствуют действительности, Русмет приглашает к диалогу всех участников рынка.
Согласно опросу Русмет, проведенному в феврале 2008, качество приемки лома на комбинатах является одной из самых больших проблем честных ломозаготовителей. Вот как распределились ответы участников рынка: 62% считают, что это очень важная проблема; 11% думают, что данный вопрос не стоит заострять, остальные 26% не знают.
-Если ты на рынке, то волей-неволей оказываешься втянут в определенные схемы или, если ты не играешь по правилам, то можешь стать жертвой произвола - твой лом превратится в мусор и тебе его вернут обратно. Вернут, конечно уже не лом, а настоящий мусор или смесь бетона с землей. - утверждает один из ломозаготовителей.
Масштабы произвола возмущают ломозаготовителей. Вот две из используемых схем, которые основаны на том, что разница между смешанным ломом и ломом высокого качества составляет 300-600 рублей. Они существуют, потому что проверить остатки в копровых цехах практически невозможно.
1. Простая схема
вагон загружается низким видом металлолома с добавками песка и прочего тяжелого мусора. Далее он отправляется на металлургический комбинат, где принимается и расценивается по высокому виду.
2. Схема Пироги (нижеперечисленный состав вагона только пример)
ж/д полувагоны, загруженны слоями: 1 слой Оцинкованное и луженное железо (5 тонн) 2 слой Негабаритный чугун или скрап (30 тонн) 3 слой Песок (3 тонн) 4 слой Негабаритный лом (10 тонн) 5 слой (шапка) Габаритный лом вида 3А (10 тонн) Итого: 58 тонн.
В действительности, состав «Пирога» оговаривается с посредником участвующим в «схеме» премки. Также, возможен и возврат этого полувагона с продукцией комбината под видом возврата металлолома ненадлежащего качества - отправляют мусор, а получают взамен лист и арматуру.
По мнению участников рынка от 10% до 70% лома поступают на комбинаты по схемам. Т.е. комбинаты и честные ломозаготовители теряют от 70 до 500 млн.долларов США в ценах 2008 года. С учетом растущего дефицита лома в будущем, когда комбинаты не смогут держать такие большие остатки, руководство увидит землю и бетон, разбросанные по территории комбината вместо числящегося на бумаге металлолома. Комбинаты принимают меры - увольняют людей - исполнителей и просят добросовестных поставщиков сообщать руководству комбината о фактах мошенничества. Пока меры не очень эффективны.
Как данные схемы мешает честным ломопереработчикам: им необходимо купить 65 тонн металлолома на один вагон, а работающим по «схеме» значительно меньше. Это позволяет компаниям, работающим по «схеме» давать на рынке более высокие цены на закупку металлолома. Они используют работу по «схеме» как конкурирующее преимущество и способствуют росту цен на «земле». Приемка комбинатов по «схеме» способствовала появлению ярлыка «криминальная подотрасль». Только с помощью металлургов можно снять это клеймо. Русмет приглашает представителей комбинатов, а также ломозаготовителей принять участие в дискуссии на данную тему с ведущим РБК-ТВ Игорем Виттелем |