Stroy-Life.ru

Живой ресурс для профессионалов


Каталог фирм Тендеры Статьи Форум Доска объявлений Конференции и семинары Документация Выставки

Города на воде: оправданы ли расходы?

  Главная / Статьи / Строительство и ремонт. Статьи по строительству и ремонту


Города на воде: оправданы ли расходы?


Роман Мамчиц
 

Вода играет важную роль в архитектуре. Расположение жилья у воды автоматически ставит его в более высокую ценовую категорию, чем аналогичное жилье, которое лишено вида на воду. Сама близость водного объекта вызывает у жителя дома удовлетворение от одного факта, что он живет возле пляжа или набережной - даже если море грязное, а пляж представляет собой узкую полоску суши, как в центре Сочи. Однако история знает случаи, когда строительство домов у воды было необходимостью, продиктованной природой, т.к. строить больше было негде. Тогда люди метр за метром отвоевывали у моря сушу, чтобы построить на ней жилье. Похоже, что в ряде городов современной России уже созрела ситуация, когда свободной земли осталось настолько мало, что придется идти по пути Нидерландов или стран Индокитая.

Вне сомнения, самый известный город на воде - Венеция. Ряд каналов там является природными, но к большинству из них человек приложил руку. Намывные территории и сети искусственных каналов как транспортных сооружений стали возникать в позднее средневековье, эпоху Возрождения. Хотя, города на воде в Индокитае, по всей видимости, старше Венеции, но их системы каналов - также природные. Отличия лишь в том, что в Венеции строения расположены исключительно по берегам каналов, тогда как во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе нередко дома строят на деревянных мостках, перекинутых через реку или канал, либо на сваях (эти «избушки на курьих ножках» являются популярными туристическими объектами не только в Юго-Восточной Азии, на островах Тихого океана тоже строят такие здания, только причина иная: периодические шторма и повышение уровня океана). Кстати, в ряде европейских стран в позднее средневековье из-за перенаселенности городов существовала практика строительства домов на мостах. Иногда подобные архитектурные изыски приводили к катастрофам.

Намывные территории в Европе стали возводиться в позднее средневековье и раннее новое время, в связи с, опять же, ростом населения в городах и сменой экономического строя. В первую очередь, это касается Нидерландов, где 40% страны находится на намывных территориях. В Дании этот показатель составляет 60%, в основном, речь идет о землях сельскохозяйственного назначения. Еще один лидер по части создания намывных земель под строительство - Монако, правда, там данная строительная практика распространилась значительно позже, на намытой территории находится прибрежная часть района Фонтвий. За пределами европейского континента лидеры по мелиорации и строительству на осушаемых землях - США, КНР, Аргентина, Бразилия.

Если за осушенными землями нужен постоянный надзор и уход, то города на воде требуют еще большего ухода. Яркий пример - Венеция, где наблюдается вообще непонятная ситуация: если с 1993 по 2002 год городским властям приходилось бороться с наводнениями, то сейчас ряд каналов наоборот пересох, из-за чего гондольеры лишились работы, а в городе сократился поток туристов.  В настоящий момент из-за крайне специфических природных условий 62-тысячная Венеция - город иностранцев, падких на экзотику. Местному населения зачастую не по карману оплата эксплуатационных услуг управляющих компаний (особенно если квартира находится в старом жилом фонде), направленных, в основном, на ликвидацию последствий высокой влажности, поддержание адекватного технического состояния придомовых территорий (если так можно назвать причалы, мостки и т.п.). Налицо тенденция к переводу жилого фонда в средства размещения, при этом хозяева новоявленных гостиничных номеров обычно переезжают на «большую землю».

В СНГ, помимо Санкт-Петербурга, который, собственно, городом на воде не является (основной транспорт там сухопутный) существует более близкий аналог Венеции - город Вилково в Одесской области Украины. Старая часть города находится на искусственных каналах - «ериках», основной вид транспорта - моторные лодки и гондолы. Пешеходная часть - узкие мостки по сторонам каналов шириной не более 2 метров. Мосты деревянные, разводятся вручную, либо просто при перевозке груза снимается верхняя часть.  История возникновения ериков специфическая: когда город основали староверы-липоване, они намывали землю под огороды, а брали ее, прорывая котлованы, которые и превратились в ерики, будучи затопленными дунайской водой. 45% территории города занято водной системой каналов. Большая часть земли - намывная. В настоящий момент из-за специфики своей планировки и дикой природы Вилково рассматривается как один из потенциальных туристических центров Украины.

Эксперименты по созданию намывных территорий продолжались и в советское время, причем зачастую они носили экзотический характер. В частности, в Карском море специалистами из Института вечной мерзлоты был создан искусственный остров изо льда. Однако только в последнее время стали предприниматься сколько-нибудь серьезные попытки создать искусственные намывные территории. За основу взят опыт зарубежных государств, в частности, Арабских эмиратов и Японии. По поводу островов в Арабских эмиратах уже сказано и написано много, в том числе, об этом писал ИА DAILYSTROY. Японские аналоги заслуживают большего внимания. В частности, в заливе Токио уже давно существует искусственный остров, сделанный из прессованного мусора. В настоящий момент ведется работа по «выращиванию» из коралловых ростков искусственного острова на остатках кораллового рифа Окино Торишама. Причина проведения дорогостоящих работ коренится не в стремлении построить на острове элитную недвижимость или инженерные сооружения, а в необходимости получить юридические права Японии на прилегающий участок океана и признания международным сообществом данный участок территориальными водами.

Многие наверняка помнят и о скандальной попытке кубанского губернатора Александра Ткачева провести аналогичную процедуру со спорным участком косы Тузла в Керченском проливе, которая правда, на текущий момент окончилась крахом, тем более, что после загрязнения акватории пролива мазутом и серой ценность косы на долгое время будет сомнительной как для российской, так и для украинской сторон. В случае с Японией роль Украины выполняет соседний Китай, который претендует на территорию, прилегающую к рифу, имеющему тенденцию к уходу под океанские воды. Помимо перечисленных двух островов, в Японии имеется еще 7 небольших искусственных островов различного назначения, в частности на двух из них находятся международные аэропорты.

Однако все же сейчас основной образец для российских строителей - искусственные острова в Объединенных Арабских Эмиратах и Катаре, а также намывные территории Монако и Нидерландов. С последними территориями можно провести аналогии при рассмотрении проекта «Морской фасад» в Санкт-Петербурге. Если арабские проекты были изначально рассчитаны на получение быстрой прибыли за счет возведения элитного жилья и гостиничных комплексов (например, единственного в мире семизвездочного отеля), то проект «Морского фасада», в первую очередь, продиктован необходимостью модернизации транспортных мощностей петербургского порта и нехваткой земли под строительство на Васильевском острове. Однако вызывает опасения уже неоднократно упоминавшаяся в СМИ перспектива распродажи намывных земель: предполагается, что к окончанию строительных работ вся намытая территория будет продана под строительство, в том числе и элитного жилья. За рубежом подобные комбинированные проекты практикуются редко: было бы правильнее отдать полностью всю территорию под транспортные, складские и офисные сооружения.

Сочинский проект более однороден. Нетрудно догадаться, что девелоперы «Острова Федерация» руководствовались именно соображениями строительства на острове элитного жилья и средств размещения. Тут уже прослеживается четкая аналогия с дубайскими проектами, в первую очередь, проектом «The World», острова которого складываются в архипелаг в форме земного шара (есть там и острова, носящие названия российских городов, где имеют жилье преимущественно россияне): в отличие от глобального дубайского проекта, голландские девелоперы при проектировке «Федерации» ограничились лишь очертаниями России. Второй сочинский проект, жилой комплекс «Котнамар», принято сравнивать с дубайским отелем «Бурдж-аль-Араб», однако это не совсем корректно. В отличие от «Бурджа», находящегося на намывном острове, «Котнамар» не является стационарным строением и представляет собой по проекту понтонное сооружение, которое на холодное время года по желанию управляющей компании может быть отбуксировано в ОАЭ, к тому же, не имеет сухопутного сообщения с материком. Строительство таких сооружений сопряжено с рядом проблем: проектировщик должен предусмотреть любые природные катаклизмы. Ближе всего к данному проекту подходят плавающие острова с основаниями в форме перевернутого конуса (по принципу игрушки-неваляшки), строящиеся в акватории Тель-Авива.

Между тем, на Багамских островах сейчас строится еще более революционный для гостиничной отрасли проект: подводный отель «Посейдон», который обещает быть самым дорогим отелем в мире (сутки - от 1,5 тыс. $ до 20 тыс. $). «Посейдон» должен располагаться на глубине 20 метров на коралловых рифах, все номера - видовые. Одновременно планируется построить в Дубае отель «Гидрополис», также расположенный под водой. Пока в России не существует планов постройки таких отелей. Останавливает инвесторов, надо полагать, то, что на российском побережье Черного моря просто не существует видовых мест под водой. По всему Большому Сочи вода крайне мутная, на упомянутой глубине 20 метров видимость низкая, да и кораллов там не водится - если только, извините за цинизм, построить такой отель рядом, например, с местом крушения теплохода «Адмирал Нахимов» возле Кабардинки под Новороссийском, чтобы для постояльцев вид искореженных останков на 25-метровой глубине стал вроде memento mori.

Работы по созданию искусственных островов ведутся на Черном море и в соседней Украине. Так, искусственные территории вне берега строятся сейчас в Одессе и Коблево. Коблевский остров строят россияне из пластиковых конструкций, он предназначен не для проживания, а для расположения пляжей, яхтенной марины, транспортных сооружений, для сообщения с населенными пунктами Кинбурнской косы. Собственно островом проект не является - это обычный понтон, который на зиму будет демонтироваться. В последнее время на российском рынке появилось большое количество предложений быстровозводимых понтонных конструкций, из которых вполне реально строить острова для любых целей, кроме возведения капитальных строений - подобные конструкции выдерживают максимум 350 кг/кв.м. В частности, на рынке известна продукция брэнда «Sunplast», которую можно использовать даже круглогодично. «Пластиковые острова» пока используются, главным образом, при строительстве спортивных и транспортных сооружений.

Что касается «городов на каналах», то в России работы по созданию таких городов пока не ведутся. Возможные места для такого строительства - дельты Волги и Кубани. В рамках программы развития Темрюкского района, например, вполне можно было бы построить на рукавах и ериках под Темрюком настоящий рыбацкий курорт


Деловые объявления




Города на воде: оправданы ли расходы? © 2007 Строительный портал Stroy-Life. Все права защищены