По информации
"Ведомостей", опубликованной сегодня, 26 октября, в Европе в следующем году будет введено в эксплуатацию рекордное количество торговых площадей -
11,4 млн. кв. м. Правда, более
40% (
4,6 млн. кв. м) от их числа придется на Россию, которая и возглавила европейский рейтинг, значительно обогнав другие страны, говорится в отчете консалтинговой компании
Cushman & Wakefield. Для сравнения: в занимающей 2-е место Польше заявлено
1,5 млн. кв. м, в Испании -
1,3 млн. кв. м, в Турции - около
1 млн. кв. м. По оценке коммерческого директора
Galaxy Group Артема Цогоева, себестоимость строительства торговых площадей в России сейчас составляет
$1500-1900 за 1 кв. м. При такой оценке на строительство этих торговых центров девелоперам придется потратить
$6,9-8,7 млрд. Столь большие объемы строительства легко объяснимы.
Во-первых, Россия - самая крупная по территории страна, во-вторых, доходы населения в последние годы росли серьезными темпами, говорит заместитель генерального директора Knight Frank Станислав Тихонов. С ним согласны и разработчики отчета. "Таких показателей России удалось достигнуть в связи с высоким экономическим развитием и ростом благосостояния населения. При этом все заявленные (из 4,6 млн. кв. м) проекты могут быть в итоге не реализованы вообще, а сроки ввода части объектов в эксплуатацию - перенесены на более поздний период", - говорит директор отдела торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (С&W/S&R) Чарльз Слейтер. Россия к тому же привлекательная для инвестиций страна. "Если в Европе средняя ставка доходности на торговые объекты не превышает 5%, то в России этот показатель равен 9%, а в регионах - в среднем 9-10%. Правда, эти ставки с каждым годом снижаются", - говорит руководитель отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle Максим Карбасникофф. Если бы не бюрократические и юридические проблемы с оформлением земельных участков под строительство, количество заявленных торговых площадей было бы еще более впечатляющим, добавляет Тихонов.
Основная часть торговых центров в России заявлена в регионах, говорится в отчете. "Еще несколько лет назад торговые центры строили только в Москве, затем в поле зрения инвесторов попали города-миллионники, затем - города с населением от 500 000 человек. Теперь очередь дошла и до населенных пунктов с населением в 300 000 человек", - добавляет Слейтер.
Неосвоенными остаются города с населением менее 250 000 человек, где предложения качественных объектов практически отсутствуют, говорит Максим Карбасникофф. По его словам, сегодня в России еще порядка 60 городов, где отсутствуют торговые площади и которые были бы интересны для инвестиций.
Несмотря на высокие темпы строительства, по количеству квадратных метров торговой недвижимости Россия значительно уступает другим европейским странам. Догнать соседей согласно отчету Jones Lang LaSalle (сделан весной 2007 года) Москва сможет только через 15 лет, т. е. к 2022 году. Впрочем, в некоторых российских городах уже наблюдается некоторый переизбыток торговых центров. "Такие крупнейшие региональные центры, как, например, Казань и Екатеринбург, имеют небольшие возможности для новых проектов торговой недвижимости", - говорится в отчете со ссылкой на Тима Гослинга, руководителя отдела исследований С&W/S&R. С этим согласен и Станислав Тихонов, который также называет Мытищи.
К крупнейшим игрокам рынка торговой недвижимости согласно журналу Forbes (по данным на февраль 2007 года) можно отнести компании IKEA (980 000 кв. м), "Сафра инструментс" и "Фирма Илиев" (вместе - 479 000 кв. м), "Адамант" (374 000 кв. м), Enka (190 000 кв. м).