pages
Логин Пароль
Регистрация  Забыли пароль?  Запомнить меня

  Stroy-life.ru / Главная / Новости строительного рынка

Дорожный тупик российской экономики

 

Глава Минэкономразвития России Андрей БелоусовС необычно резкой критикой дорожной политики последнего десятилетия выступил вчера глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Целенаправленное сокращение госрасходов на строительство дорог, ставка на дорожные фонды и повышение топливных акцизов привели к тяжелым экономическим последствиям. И дело не только в потерях от коллапса трассы «Россия», которая далеко не всегда соединяет две столицы. Важнее то, что деградация транспортной инфраструктуры подрывает шансы на экономический рост. А заодно делает бессмысленными попытки властей улучшить инвестиционный климат. Такой тревожный диагноз транспортной политики резко контрастирует с попытками объяснить заторы на дорогах лишь отсутствием зимней резины у грузовиков.

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов напомнил, что в Советском Союзе ежегодно вводилось 10–12 тыс. км дорог общего пользования. В середине 90-х годов ввод дорог сократился до 6–7 тыс. км. А сейчас всего около 2 тыс. км – и «мы никак не можем переломить эту ситуацию». «Придумали новый механизм – дорожные фонды. Вроде бы механизм очень хороший, но получилось только хуже», – сказал Белоусов.

Во-первых, по его словам, источниками финансирования дорожных фондов стали акцизы от продажи бензина, но одновременно были введены стимулирующие меры по уменьшению акцизов при повышении качества бензина. «В результате при улучшении качества бензина у нас финансовый источник дорожных фондов будет сокращаться», – цитирует министра Интерфакс.

«Вроде бы эту проблему решили, но остается вторая проблема – одновременно с созданием дорожных фондов мы ввели требование – и оно абсолютно нормальное – нормативного ремонта. То есть на 100% норматив содержания дорог должен быть покрыт источниками финансирования», – сказал министр и подчеркнул, что ремонт дорог, как правило, не обеспечивает повышения их пропускной способности. «В результате у нас финансирование содержания и ремонта дорог возросло, источники возросли в гораздо меньшей степени, а финансирование строительства новых дорог фактически сузилось», – описал происходящее министр.

По словам Белоусова, пропускная способность автодорог в России падает. «У нас есть реальные отказы от инвестиционных проектов по пищевой промышленности из-за того, что нельзя довезти продукты питания в срок до места потребления», – сказал министр. Решить эту проблему, считает он, нельзя без привлечения нефтегазовых денег из бюджета, средств Резервного фонда. «Это единственная форма обеспечения строительства дорог», – убежден Белоусов. Другие источники финансирования, заметил он, очень ограниченны в связи с низкой окупаемостью таких проектов, поэтому проблема состояния автодорог в России стала сегодня самой острой. «Сегодняшнее состояние автомобильных дорог со стопроцентной вероятностью будет обесценивать усилия по улучшению инвестиционного климата», – подчеркивает г-н Белоусов.

По мнению Андрея Белоусова, именно с автомобильными дорогами связана основная часть проблем инвесторов. «Основная часть грузов, связанных с развитием инвестиционных проектов, идет по автомобильным дорогам… Железные дороги перевозят, по большому счету, порядка 10 основных продуктов», – сказал он. Вместе с тем, по мнению ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, эти вопросы тесно связаны.

Загруженность автомобильных дорог может быть слишком велика из-за недостаточного объема перевозок по железным дорогам.

Заметим, что целенаправленная политика по сокращению расходов на дорожное строительство началась в первый президентский срок Владимира Путина. Тогда же началась и чехарда с дорожными фондами и источниками их финансирования. И уже во время недавнего премьерства Владимира Путина появилась схема финансирования дорожных работ за счет постоянного повышения акцизов на бензин. И все эти решения сегодня критикует глава Минэкономразвития.

Серьезность созданной государством проблемы подтверждается сообщениями информагентств о ситуации на трассе М10 «Россия», которая иногда связывает Москву и Петербург. Сообщения эти напоминают сводки с театра боевых действий. В конце прошлой недели 200 км (то есть почти треть) главной дороги страны стояло в глухой пробке из-за обильного снегопада. К понедельнику ситуация вроде бы начала улучшаться. Однако вчера опять пошел снег и пришли сообщения о новых заторах в Тверской области. Движение затруднено в районе Торжка, где пробка растянулась на несколько десятков километров, и около Вышнего Волочка – здесь машины едут, но очень медленно. «Из-за обильного снегопада в ближайшие часы ситуация будет только усугубляться. Велика вероятность возникновения многокилометровых заторов», – цитирует Интерфакс доклады регионального управления ГИБДД.

В понедельник проблемами М10 занимался Дмитрий Медведев. На совещании с вице-премьерами он заслушал доклад Дмитрия Рогозина о том, что же происходило на злополучной магистрали. А происходило следующее – дорожники физически не справлялись с уборкой снега. Что неудивительно, ведь выполнить задачу они пытались весьма ограниченными силами.
«Хотел бы отметить одну вещь: еще до начала снегопада на 45-километровом участке трассы М10 (с 227-го по 272 км) было задействовано всего шесть машин КДМ (комбинированных дорожных машин. – «НГ»), один грейдер и один фронтальный погрузчик. Если посмотреть наличие техники у соответствующих организаций, у них в три раза больше этой техники. Тем не менее только треть вышла на дороги», – возмущался Рогозин головотяпством местных дорожных начальников.

Но если разобраться, работники на местах – люди подневольные. Может, в иных ситуациях и безынициативные, зато исполнительные. А установка сверху такая – когда возможно, включать режим экономии. Деньги нужны для покрытия дефицита бюджета дорожной отрасли, которая последние десятилетия финансировалась по остаточному принципу. Сегодня только 38,6% из 48 тыс. км федеральных трасс в большей или меньшей степени отвечают нормативным требованиям. Старые долги государства перед дорожниками составляют триллионы рублей, и расплачиваться по ним никто не собирается.

В планах правительства к 2014 году довести финансирование текущих потребностей отрасли до 100%, что позволит ежегодно приводить в порядок 9,3 тыс. км федеральных дорог. Долги же прошлых лет по ремонту Росавтодор взялся гасить самостоятельно. За счет внутренних резервов. В частности, средства будут браться из статьи «Содержание дорог». То есть путем экономии на уборке трасс от снега, мусора, кошения травы на обочинах и т.п. Вот и вывело какое-то ДРСУ всего шесть уборочных машин вместо 18. И удостоилось критики на совещании у самого премьера Медведева.

Вертикаль власти в России раз за разом демонстрирует неспособность принимать взвешенные, экономически и политически оправданные решения для системного преодоления проблем. И эта особенность российского руководства касается всех сторон жизни. Просто стихийные бедствия – наводнения, пожары, снегопады, землетрясения – наглядно обнажают беспомощность и некомпетентность чиновников. Как с дорогой М10. Дмитрий Рогозин предложил, а премьер положительно воспринял его идею обязать водителей ставить зимнюю резину в холодный сезон.

Дальнобойщики в шоке – почему с профессионалами не посоветовались? В одной из компаний, занимающейся грузоперевозками, «НГ» заявили, что не согласны с тем, что вопросы, напрямую касающиеся их бизнеса, пытаются решать «на детсадовском уровне, на телеэкране или в Twitter».

Вот мнение по этому поводу гендиректора холдинга «Совтрансавто» Владимира Тяна – предложение менять на грузовиках резину с летней на зимнюю можно назвать конфузом. «На магистральных грузовиках резину никто не меняет, существующая предназначена для всесезонных условий эксплуатации по современным дорогам. Проблемы, возникшие на федеральных трассах в последние дни в таких масштабах, имеют в основном организационные причины.

То есть являются результатом плохой работы соответствующих служб. Это касается готовности как к уборке снега, так и к ликвидации последствий заторов», – подчеркнул эксперт. Неожиданные же заявления высокопоставленных лиц относительно причин транспортного коллапса и мер, которые необходимо принять, чтобы ЧП не повторилось, по словам Тяна, только укрепляют его в мысли насчет истинных причин проблемы.

Представитель Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) комментировать инициативу Рогозина согласился на условиях анонимности. По его информации, делу дан ход – уже есть поручение Медведева проработать вопрос. Сроки установлены жесткие. Наш собеседник считает, что проблему берутся решать не с того конца. «Согласно международным правилам, автопоезд, на котором установлена всесезонная резина, допускается к эксплуатации в любое время года. Зимняя резина или даже цепи на колесах, когда на автомагистрали снежные заносы высотой полметра и больше, в принципе штука бесполезная. Надо дорогу содержать в рабочем состоянии», – подчеркнул он.
В АСМАП подсчитали, во сколько может обойтись реализация предложения Рогозина – около 200 тыс. руб. на автопоезд. Затраты лягут на грузоотправителей, которые вынуждены будут повысить цены на товары и услуги для всех потребителей. Но кто думает о таких мелочах, когда чиновники пытаются бороться со стихией.
Источник:


Деловые объявления

   

© 2007 Строительный портал Stroy-Life. Все права защищены.
При использовании материалов портала - гиперссылка на строительный портал Stroy-Life.ru обязательна

Дорожный тупик российской экономики